Адрес: г. Алматы, пр. Абая 36, уг. ул. Масанчи

Телефон/Факс:
8 727 354 64 55


E-mail:
ski.snow@mail.ru

Slideshow Image 1
Slideshow Image 2
Slideshow Image 3
Slideshow Image 4
Slideshow Image 5
Slideshow Image 6
Slideshow Image 7
сноуборды
Горные лыжи
одежда
аксессуары


citaty1




Геометрия двадцатого века.

История классики

Лыжи существуют давно. Даже очень давно. Первые лыжи, которые сохранились до наших дней в норвежском музее, правильнее было бы отнести к снегоступам: их длина 110 см, ширина 20 см. Возраст — более двух тысяч лет. Существовали и длинные, более двух метров, лыжи, на которых наши предки преодолевали большие расстояния по заснеженным равнинам. Использовались и лыжи разной длины: одна короче — для отталкивания, вторая длиннее — для скольжения. Но это было давно…

КЛАССИЦИЗМ

О геометрии и боковом вырезе лыж  можно говорить начиная с 1868 года.  Именно тогда норвежец Сондре Нор-хейм сделал первые лыжи с зауженной талией. Геометрия лыж Норхейма 81–67–70 мм, радиус бокового выреза  этих лыж был равен 83 метрам. Лыжи  с такой геометрией просуществовали  до 30-х годов XX века, когда впервые  произошло разделение на три направления в производстве лыж: горные, беговые и для прыжков с трамплина.  Толчком к этому послужили спортивные соревнования, которые стали регулярно  проводиться в европейских странах.  Именно с этого времени и попробуем  проследить эволюцию геометрии именно горных лыж. Так, в 1939 году модель Dick Durrance  при ростовке 206 см имела геометрию  74–54–62 мм — удивительно узкая  талия сочеталась с глубоким боковым вырезом с поистине революционным  радиусом в 42 метра. Это была модель для слаломных трасс. Однако изготовители столкнулись с тем, что такая талия  слишком узка для мягкого снега, царившего на трассах тех лет. Вдобавок первые спуски показали, что эти лыжи совершенно не хотят ехать  по прямой, что не понравилось испытателям. Прародителям карвинговых лыж показалось, что игра не стоит свеч. Несмотря на некоторые колебания, геометрия лыж, найденная в 1868 году Норхеймом, просуществовала практически без изменений восемь десятилетий. В 1949 году Говард Хэд делал  свои лыжи Standards длиной 203 см, с геометрией 81–68–77 мм и радиусом 62 метра. А ведь именно эти лыжи явились ещё одной из наиболее заметных вех в истории лыжестроения: в них была впервые успешно использована многослойная конструкция сэндвич. Шли годы. Трассы соревнований готовились всё лучше, снег становился всё плотнее, скорости возрастали, требовался всё более точный контроль поворотов, особенно в слаломе-гиганте. Радиус выреза медленно снижался, и в 1950 году модель Barney McLean, сделанная для гигантского слалома, имела геометрию 90–73–81 мм, а радиус выреза составлял 48 метров. Именно такой боковой вырез стал фактическим стандартом на следующие 40 лет.  Легендарные Dynamic VR17 1968 года и  Kastle Slalom 1964 год.  Пожалуй, самой заметной инновацией в геометрии лыж стало то, что Dynamic перенёс наиболее узкую зону — талию — примерно на 15 см ближе к пятке. Это нововведение стало очень заметным благодаря тому, что на новых лыжах французские спортсмены стали ускоряться в завершающей фазе поворота. Модели с аналогичной Dynamic VR17 геометрией выпускались всеми ведущими лыжными фабриками. В то время модели и для гигантского слалома, и для слалома, и для любительского катания имели одинаковую геометрию. А широкие лыжи начали появляться лишь в 1988 году, когда инженер компании Atomic Руперт Хубер разработал принципиально новые лыжи для целины. Коммерческая версия получила название Atomic Powder Plus, геометрию 133–115–122 мм и характеризовалась общепринятым радиусом бокового выреза. Powder Plus  стала первой по-настоящему широкой моделью для катания по целине. Занималась заря массового карвинга…

ПРАРОДИТЕЛИ КАРВИНГОВОЙ ГЕОМЕТРИИ

Пожалуй, одним из прародителей современных карвинговых лыж можно считать компанию Head, которая в 1979 году разработала концепцию Natural Turning Radius.  Согласно этой концепции, лыжи для любителей отдыха в горах должны быть короче, около 180 см против привычных 200–205 см у основной массы выпускаемых в те годы моделей. В серию тогда занятная новинка не пошла.   Для «карвов» тогда время ещё не пришло. Однако идея буквально носилась в воздухе. Так продолжалось до середины 80-х. В 1984 году для одного из руководителей компании Olin, у которого никак не получалось освоить горные лыжи, была создана модель Albert, которая является прототипом первой современной карвинговой лыжи. Впечатляющая геометрия 128–40–79 обеспечивала боковой вырез с радиусом в безумные 8 м. Однако не всё было так просто! Носок шириной 128 мм просто не поместился в имеющиеся на фабрике прессы. Для того чтобы сохранить глубокий вырез  пришлось укоротить лыжу до 150 см  и сделать ее асимметричной. В результате получилась модель, у которой с одной стороны вырез был привычным, с большим радиусом, а с другой, внутренней стороны — 10 м. Узкая талия лыжи, естественно, не вмещала ни ботинок, ни крепление, поэтому на неё установили платформу Delrin, чтобы обеспечить возможность монтажа креплений. Olin произвёл 150 пар лыж новой асимметричной формы и представил их на выставке в 1986 году. Однако, несмотря на прекрасные отзывы инструкторов, которые опробовали новую модель, магазины были не готовы к такой действительно революционной идее и отказались продавать короткие асимметричные лыжи, выглядевшие по тем временам просто карикатурно.

ПОД ЗАНАВЕС ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

 В 1991 году была разработана модель-прототип лыж для гиганта с радиусом бокового выреза 15 метров и геометрией 110–63–105 мм. Выступавшие на этих лыжах в местных стартах спортсмены показывали впечатляющие результаты.  Бывший спортсмен-горнолыжник из Болгарии Иван Петков придумал, а летом 1992 года и заказал на новой фабрике Atomic  несколько пар лыж длиной 187 см с геометрией 113–61–91 мм. Новые лыжи были названы S-Ski. После успешных испытаний были выпущены и лыжи длиной 183 и 193 см, с геометрией 115–61–85 мм и радиусом выреза 15 метров, которые имели большой успех на американской выставке SIA весной 1993 года. В течение 1992 года  производитель  лыж новой геометрии демонстрировал своё детище на сэйлзмитингах и среди инструкторов, и повсюду им сопутствовал успех. Однако достаточно длинные лыжи были и весьма тяжёлыми. Для снижения веса было принято решение снизить длину. В результате к 1994 году появились модели длиной 163 см, продажи росли. Именно в этот период появился и термин parabolic  -параболическая форма дуги поворота Симметрия сослужила свою службу: размеры 90–60–90 были поводом для шуток и сравнения новых лыж то с вёслами, то с супермоделями того периода … Но шутки шутками, а на самом деле началась эпоха массовых моделей для карвинга. В течение последующих лет, до 1997 года, происходило особенно бурное развитие формы и ширины лыж. Появились широкие «карвы» для целины, например, Atomic Powder Cruise с шириной в талии 104 мм, модели для фрирайда, и универсальные лыжи midfat или low-fat — к ним относились  Atomic Beta Cruise 9.22 (72 мм), лыжи с экстремально малым радиусом выреза для фанкарвинга, экспертные модели, карвы для начинающихТак на рубеже тысячелетий свершилась Великая Карвинговая Революция. Конечно, характеристики и характеры лыж не определяются одной лишь геометрией. И XXI век принёс массу нововведений. Распределение жёсткости вдоль лыжи и различная торсионная жёсткость носка и пятки. Наклон слоёв древесины и соты в сердечнике, форма и направление нитей в его оплётке. Свойства материалов и характеристики систем виброгашения. Плавающие платформы и встроенные в тело лыжи рельсы для монтажа креплений. Прямые и наклонные боковые стенки из различных материалов. Дополнительные канты, нанотехнологии и микроэлектронные чипы. Различные типы конструкций — сэндвич и кэп, моноблок и пространственная рама, системы торсионов, амортизаторов и различных трёхмерных  профилей, двухэтажные модели... Все эти вещи крайне важны. Но именно геометрия, наверное, всегда будет интересовать тех, кто увлечён горными лыжами и относится к ним немного серьёзнее, чем просто к способу неплохо провести время на заснеженном склоне.